Работа по
лечению зрения и подготовке детей к школе
Консультация для родителей
В нашем детском саду проходит комплексная работа по лечению зрения
и подготовке детей к школе. Тифлопедагоги совместно с врачом-офтальмологом и воспитателями
групп разрабатывают специальные игры и упражнения, которые развивают не только
ум и знания детей, но и зрение, зрительные функции. Это комплексное развитие
осуществляется на специальных занятиях, в быту, на прогулке. Обязательное
участие в этой работе принимают и родители. Родители, прежде всего, обязаны
соблюдать режим ношения очков ребенком дома и обязательное ношение
заклейки-окклюзии. Этот метод лечения дает очень хорошие результаты –
по-разному, но уже через год, полтора, у детей повышается острота зрения,
исправляется косоглазие неоперативным путем.
Многим родителям кажется, что такие нарушения зрения как
косоглазие, амблиопия не помешают ребенку полноценно учиться в школе. Однако,
это не так. Даже если у ребенка неглубокое нарушение зрения, его восприятие
окружающего мира отличается от восприятия детей с нормальным зрением. Например,
дети с нарушениями зрения медленнее читают в школе, и требовать от них скорости
чтения, как от зрячих, нельзя, часто путают похожие буквы: и – н – п.
И родители обязательно должны предупредить об этом учителя.
Поступающие к нам дети имеют разные нарушения зрения. Чаще
всего в диагнозе отмечена амблиопия. Это говорит о том, что, возможно, ребенку
не сразу надели очки, и он видит не настолько хорошо, насколько может видеть
его глаз или глаза. В таких случаях на медицинских аппаратах детям повышают
остроту зрения. В этот период и мы – педагоги подбираем такие игры, которые
заставляют детей активно вглядываться, искать, находить, называть, подбирать
геометрические фигуры, цвета, заданные величины. Например, покажи все красные;
отбери в коробку все треугольники; отложи в сторону только большие, только
толстые фигуры и др. Хорошо развивает зрение и поиск ребенком различий между
двумя рисунками. Развивает зрение и мышление,
и позволяет нам, взрослым, понять: а что знает ребенок о предмете - такие
задания, как «что перепутал художник?», «что художник забыл нарисовать?» -
демонстрация картин из пособи. Очень многие пособия мы изготавливаем сами,
учитывая характер зрения и возможности детей. Например, «Какого цвета цифра
5…», «Какого цвета буква А.
Если у ребенка косоглазие, астигматизм или ребенок носит
окклюзию, то у него,
естественно, нарушен зрительный контроль за движениями руки, детям сложнее
рисовать, лепить, вырезать. Вы, наверное, это замечали. Для того, чтобы помочь
детям, автоматизировать взаимодействие руки и глаз, мы используем различные
упражнения, которые хорошо делать и дома. Это, прежде всего, обводка
фломастером рисунков через прозрачную бумагу, кальку. Для этого подходят
книжки-раскраски с четким контуром. При этом важно учитывать возраст и
возможности ребенка. Маленькому ребенку мы подбираем простые картинки – мяч,
домик, огурец, морковка – демонстрация картинок. Детям старше – подбираются и
книжки-раскраски сложнее, с изображением животных, детей, сюжетов. Такие
задания ребенок может выполнять с вами и дома. Различные мозаики, конструкторы
также развивают не только мышление детей, но и их зрительные функции, т.е.
заставляют подбирать деталь строго по образцу, по размеру, по цвету, сравнивая
с образцом зрительно, развивают самоконтроль – это правильно, а это
неправильно. Часто у наших детей слабо развиты пальчики рук, кисти рук вялые.
Мы выделяем обязательное время и на развитие мышц руки и мышц пальцев. Это
различные нанизывания бус, и плетение, обыкновенные поролоновые губки развивают
силу кисти (спрячь губку в кулачок).
Тифлопедагог занимается с теми детьми, которых выделяет для
этого врач. Как правило, это дети с низкой остротой зрения: от 40% и ниже. Чаще
всего такие дети не успевают все увидеть, все сделать на общем занятии. Просто
потому, что хуже видят, чем другие дети. И им необходимы индивидуальные
занятия. С теми детьми, у которых глубокие нарушения зрения (близорукость и
дальнозоркость высокой степени, ретинопатия, атрофия зрительного нерва и другие
заболевания) мы стараемся видеть и руками и глазами. Т.е. прежде всего,
ощупываем, осматриваем каждый предмет, надавливаем на него, стучим им, нюхаем,
пробуем, если это возможно, т.е. получаем о нем информацию всеми возможными
способами. В этот период даем задания и родителям на дом. Не всегда мы в садике
можем предоставить всю информацию детям. Например, изучая фрукты, даем
родителям задание обязательно потрогать и попробовать и назвать и найти и
показать фрукты, либо овощи. Различать сырую нечищеную, чищенную, вареную,
жареную картошку, морковку; рассмотреть и послушать на улице по дороге домой
или в детский сад автобус, грузовик, троллейбус, самолет и т.п. Находим дома,
различаем кресло, стул, табуретка, диван и т.п.
Как Вы, наверное, могли увидеть, в саду идет работа по всем
направлениям и позволяет детям не только лечить зрение, но и успешно готовиться
к школе.